Сравнение закона о госзакупках 94-ФЗ и 44-ФЗ

02.10.2016

Содержание:


Законодательство о госзакупках: сравнение законов 44-ФЗ и 94-ФЗ

фз 94 о госзакупкахС 1 января 2014 года в свою законную силу вступил Федеральный закон (ФЗ-44) от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или сокращенно просто Закон о контрактной системе. С введением нового закона, как это обычно и бывает, утратил свою силу ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Если бы изменения в системе госзакупок были незначительными – достаточно было бы внесения точечных поправок, а здесь сразу новый закон. Следовательно, изменения случились именно существенные, и их достаточно много. Попробуем разобрать хотя бы основные – для понимания степени серьезности перемен и этого будет вполне достаточно.

Основные отличия 44-ФЗ от 94-ФЗ

1. В старом Законе 94-ФЗ присутствовало основополагающее понятие «размещение государственного или муниципального заказа». В новом Законе 44-ФЗ оно заменено на   «определение поставщика, подрядчика или исполнителя». При этом под таким термином  имеется в виду не какое-либо определенное действие, совершаемое каким-либо определенным субъектом, в какое-то определенное время, а целый комплекс последовательно проводимых заказчиком мероприятий. Отправной точкой этого процесса является публикация заказчиком извещения о проведении закупки, а завершающей – заключение сделки.

Вроде бы такое изменение выглядит формальным, но оно, как минимум, демонстрирует, что закон 44-ФЗ четко регламентирует абсолютно всю процедуру проведения государственных и муниципальных тендеров, «художественные изыски» их заказчиков и участников здесь невозможны, а потому госзакупки становятся куда прозрачнее, чем раньше.

2. Если в 94-ФЗ  предусматривалось всего пять вариантов размещения госзаказа (конкурс, аукцион, запрос котировок, на товарных биржах закупка у единственного поставщика), то в 44-ФЗ вариантов определения поставщика намного шире:

  • открытый конкурс;
  • открытый конкурс с ограниченным участием;
  • открытый двухэтапный конкурс;
  • закрытый конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием
  • закрытый двухэтапный конкурс;
  • электронный аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закупка у единственного поставщика.

Отметим, что выбор какого-либо из этих вариантов определения поставщика напрямую зависит от конкретных условий госзакупки. Важно помнить и то, что в целях предотвращения каких-либо злоупотреблений со стороны заказчика при определении поставщика в Законе о контрактной системе 44-ФЗ прописаны и эти конкретные условия госзакупок, то есть уточнено, когда и при каких обстоятельствах определение поставщика осуществляется тем или иным образом.

Так, скажем, в статье 93 Закона 44-ФЗ прямо установлен перечень случаев, когда заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика. В некоторых же из упомянутых в данной статье случаев заказчик обязан размещать соответствующие извещения о закупках у единственного поставщика в электронном виде, причем, не менее чем за 5 дней до даты заключения контракта.

Это дает возможность другим заинтересованным участникам рынка вмешаться в данную процедуру, если они посчитают, что предусмотренные законом условия для ее проведения не соблюдены.

В Законе 94-ФЗ столь четкого определения таких случаев не было, что, разумеется, приводило к разнообразным злоупотреблениям.

При этом в Законе 44-ФЗ предусмотрены намного более четкие требования к проведению закупок: к их участникам, к процедуре принятия заказчиком решений по определению поставщика и составу и деятельности созданной им комиссии.

Порядок заключение контрактов в новом законе

заключение контрактов ФЗ-443. Серьезные изменения затронули и порядок заключения контрактов по итогам определения поставщика – он регламентирован намного строже, чем в 94-ФЗ.

Так, например, в 44-ФЗ четко установлены сроки совершения заказчиком и победителем закупки всех необходимых действий для подписания контракта: победитель обязан направить в адрес заказчика все экземпляры проекта контракта (разумеется, уже подписанного) и документы об его обеспечении в течение  15 дней с даты публикации итогового протокола. Если проводится закрытый конкурс, отсчет 15-дневного срока ведется с даты подписания этого протокола заказчиком.

Если же аукцион проводился в электронном виде, то раньше по Закону 94-ФЗ обмен экземплярами проекта контракта должен был производиться через оператора электронной площадки. А теперь по Закону 44-ФЗ – сторонами самостоятельно: либо в единой информационной системе, либо на официальном сайте закупок.

4. В Законе 44-ФЗ установлены и иные правила изменения, исполнения и расторжения госконтрактов. Например, статья 95 Закона устанавливает перечень оснований для внесения каких-либо изменений в уже заключенный контракт или для его расторжения. Если таковых оснований нет – изменять или расторгать госконтракт стороны не вправе.

Конкретизированы и меры, принимаемые сторонами контракта в рамках его исполнения в целях фактического проведения закупки – определенных действий по приемке и оплате товаров (работ, услуг), проведению экспертиз и т.п.

5. Внесены изменения в порядок проведения контроля, мониторинга и аудита в сфере закупок. Например, мониторинг закупок является принципиально новым  институтом в сфере госзакупок и включает сбор, систематизацию и оценку всей имеющейся информации о госзакупках. Процедура мониторинга госзакупок будет проводиться уполномоченными государственными и муниципальными органами в порядке, утвержденном Правительством РФ.

Аудитом же в сфере закупок будет заниматься Счетная палата РФ и аналогичные региональные и муниципальные органы.

Контролирующих данную сферу органов будет довольно много, но каждому отведено его конкретное поле деятельности: ФАС, Рособоронзаказ, региональные и местные органы власти, органы внутреннего финансового контроля. Заказчикам же придется информировать все эти контрольные органы по поступающим от них запросам.

6. Согласно новому Закону 44-ФЗ в отличие от положений Закона 94-ФЗ участники торгов обязаны в целях обеспечения своих заявок на участие, а также собственно исполнения госконтракта не просто, как раньше вносить соответствующие денежные средства, но и прибегать к обеспечению банковской гарантией. Причем выдачу этих гарантий могут осуществлять лишь те банки, которые внесены в специальный Перечень, предусмотренный статьей 176.1 НК РФ.

Требования к форме такой банковской гарантии установлены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005.

Чуть позже – 31 марта 2014 года – вступят в законную силу и особые требования к реестру банковских гарантий и порядку его ведения.

7. В соответствии с положениями Закона 44-ФЗ о контрактной системе заказчики обязаны размещать информацию о своих заказах на официальном сайте госзакупок.

Очевидно, что изменения внесены действительно серьезные, Законы 44-ФЗ и 94-ФЗ регламентируют вроде бы одно и то же, но очень по-разному. Об этих конкретных изменениях стоит поговорить отдельно.

Также читайте:

Опубликовано в рубрике: Законы