Электронные аукционы придут на смену «молоточным»

09.09.2016

Электронные аукционы придут на смену «молоточным»

 

В Госдуме РФ рассматривается законопроект № 435364-6, согласно которому заключение договоров на реализацию имущества и имущественных прав от имени органов государственной власти или органов МСУ предлагается осуществлять исключительно в электронной форме. Изменения будут внесены аж в 21 законодательный акт (в том числе в Водный, Градостроительный, Земельный, Лесной и другие кодексы) и вступят в силу с 01.01.2015 года. Большая часть изменений коснется ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон).

Положения этого законопроекта предполагают сокращение издержек на проведение электронных торгов, ускорение этого процесса, а также обеспечение доступа к электронным торгам всех заинтересованных в этом лиц. Кроме того, будут урегулированы и особенности обязательных электронных аукционов. Авторы законопроекта считают, что его вступление в силу будет способствовать улучшению конкурентной среды в сфере торговли имуществом и имущественными правами публичных субъектов.

Электронные аукционы станут не только проводиться повсеместно, но и полной заменой обычным «молоточным». В том числе электронными могут стать аукционы по:

  • продаже государственной или муниципальной собственности;
  • предоставлению земельных участков, находящихся в публичной собственности,  под жилищное строительство;
  • по заключению договоров:
  • на распространение телерекламы на федеральных телеканалах с государственным участием, установку и эксплуатацию рекламной конструкции на любую государственную и муниципальную недвижимость;
  • о передаче прав на единые технологии;
  • о развитии застроенной территории;
  • в отношении права пользования участками;
  • реализации имущества должника и т.д.

Указанный Закон будет дополнен уточняющими положениями, касающимися процедур проведения электронных аукционов. Так, предполагается ввести в Закон особую статью 17.2, состоящую аж из 49 частей.

Согласно предлагаемым нововведениям информация о проведении электронных аукционов по-прежнему будет размещаться на официальном сайте торгов. Претендентами на право заключения контракта будут считаться все организации и физические лица, если другое не предусмотрено законами.

Претенденты будут получать аккредитацию на электронной площадке на три года. правда, за месяц до ее окончания принимать участие в электронном аукционе будет нельзя. Так что получается 2 года 11 месяцев.

После получения аккредитации претендентом и открытия им специального счета ему станут доступными все электронные торговые площадки, относящиеся к той же сфере.

Новая информация в реестре претендентов на официальном сайте будет появляться буквально в течение часа после ее внесения. Исключения составят случаи, когда какими-либо иными законами предусмотрены особые требования к срокам размещения как самого извещения, так и другой документации о проведении электронного аукциона. В таких ситуациях будут применяться именно правила этих законов.

Также данный законопроект устанавливает, что обеспечение участия в электронном аукционе должно составлять от 0,5% до 5% от начальной цены договора.

Все предоставленные претендентом для аккредитации и проведения электронного аукциона, а также направленные ему оператором электронной торговой площадки документы и сведения, оператор должен будет при сохранении режима конфиденциальности хранить не менее трех лет.

Проводиться же электронный аукцион будет путем повышения указанной в извещении и прочей документации начальной цены договора. В процессе проведения электронного аукциона участники станут подавать ценовые предложения, которые будут на величину в пределах шага аукциона повышать текущую максимальную цену. Этот шаг составит 0,5-5% начальной цены договора.

Оператор электронной площадки после окончания про­цедуры подачи ценовых предложений будет обязан разместить соответствующий протокол в течение десяти минут. Спустя еще десять минут этот протокол и прочие документы в отношении победителя будут направляться организатору электронных торгов. После начала процедуры подачи предложений у претендентов будут те же десять минут на их подачу; если же никто подобных предложений не подаст, то аукцион должен быть признан несостоявшимся.

Кроме того, на оператора электронной площадки возлагается и обеспечение непрерывности проведения электронного аукциона, равного доступа претендентов к участию в этом аукционе, а также надежности технических средств, используемых для его проведения. Протокол подведения итогов элект­ронного аукциона оформляется организатором торгов и не позднее дня его подписания размещается на официальном сайте. Также в форме электронного документа заключается и сам договор с победителем электронного аукциона.

Рассматриваемый законопроект предполагает и процедуру лишения лица статуса участника электронного аукциона. Если в течение одного квартала в его отношении примут два решения о несоответствии установленным для участия в аукционе требованиям, происходит следующее: оператор электронной площадки перечисляет организатору электронных торгов денежные средства в размере предоставленного таким участником обеспечения. Это действие оператор производит после истечения 30 дней с даты принятия второго решения

Также в законопроекте установлен порядок действий, совершаемых оператором электронной площадки в случаях, когда участник электронных торгов не соответствует необходимым требованиям. Такие действия участник может обжаловать, для чего предусмотрен и порядок их обжалования.

Как видно из текста законопроекта процедура аккредитации участников электронных аукционов и само их проведение станет намного проще и прозрачнее.

Опубликовано в рубрике: Законы Электронные торги